Ассоциация Рериховского движения г.Кемерово


Новости
О Рерихах
Наследие Рерихов
Памятные даты
Наша деятельность
О нас
Устав Ассоциации
Гостевая книга
Форум
Ссылки


 

Сайт открыт 01.07.2003

e-mail: ardk@narod.ru

                                            



НИКОЛАЙ  РЕРИХ – ХУДОЖНИК

Николай Константинович Рерих подарил миру более 700 картин. Тематическая направленность его картин очень широка. В его полотнах нашли свое отражение былины и сказания Руси, предания и сказки Тибета, исторические события и их герои различных стран мира. Самые ранние работы Николай Константинович посвятил архитектуре древних храмов Руси, а более поздние картины – монастырям Тибета, твердыне буддийской религии. Будучи провидцем, он создавал картины- предупреждения, картины-символы о грядущем. Множество картин посвящено Великим Учителям человечества, их Посланникам и заповеданной стране Беловодье - Шамболе священной. За цикл картин, посвященных Гималаям, его назвали певцом священных гор.

Наследие Николая Константиновича Рериха создавалось его каждодневными трудами во имя Красоты, Знания, Культуры, во имя Нового Мира, во имя Новой России. Каждая картина Николая Константиновича несет глубокий философский смысл, овеянная красотой, величием и мудростью его души.

Приводимая здесь тематика картин и перечень дают только общее представление о размахе его творчества.

 

АРХИТЕКТУРНАЯ СЕРИЯ

В 1903 г. Николай Константинович вместе с Еленой Ивановной начал большое путешествие по России - объезд городов, богатых памятниками старины. В 1904 г. поездки возобновились. «За стариной» - как он сам их назвал. Поездки охватили большой район – города Ярославль, Кострому, Казань, Юрьев-Подольский, Ростов Великий, Печёры, Углич и др.. Поставленная задача - изучение архитектуры различных эпох и школ. На основе её была создана в разные годы живописная серия, насчитывающая около 90 произведений.

 

Ростов Великий,1903 г.( целая серия, 10 картин из которых в 1974 г. переданы МИНВ)

Церковь на Ишне, 1903 г.

Церковь Иоанна Предтечи, 1903 г.

Спас Нередицкий, 1903 г.

Крест на крутогоровом городище, 1903 г.

Спас Нерукотворный , 1912 г. ( мозаика над входом церкви Святого Духа в Талашкино)

Звенигород , 1933 г.

Церковь Святого Сергия, 1935 г., 1936 г.

РУССКИЕ МОТИВЫ

Древнерусские картины

Эта серия картин Николая Константиновича  включает бытовые сцены из жизни наших предков, картины природы.

 

Гонец, 1897 г.

Сходятся старцы, 1898 г.

Бой, 1906 г.

Варяжское море, 1910 г.

Заморские гости, 1901 г.

Праотцы человечьи, 1911 г.

За морями Земли великие, 1915 г.

Наши предки, 1919 г.

Волокут волоком,

Город строят, 1902 г.

За морями Земли великие, 1910 г.

Древо преблагое, 1912 г.

ПРЕДВОЕННАЯ ТЕМА

( 1-я мировая война )

Будучи великим провидцем, Николай Константинович создал картины – предупреждения о грядущих событиях – первой мировой войне, её исходе. Глубокий философский смысл заложен в каждой картине этой тематики.

 

Меч мужества, 1913 г.

Город обреченный ,1914 г.

Зарево ,1914 г.

Крик Змея, 1914 г.

Три короны , 1914 г.

Дела человеческие,

Веление неба, 1915 г.

Ангел последний,1912г.(1942 г.)

 

ТВЕРДЫНИ ТИБЕТА – МОНАСТЫРИ

Путешествуя по Тибету (1925 – 28 г.г.), Николай Константинович создаёт серию картин, посвящённых монастырям Тибета. Расположенные высоко в горах, они действительно являются неприступными твердынями Тибета.

 

Сангачелинг ,1924 г.

Маульбек, 1925 г. – 26 г.

Юньган (храм заоблочных высей)

Тибет ,1933 г.

Шекар Дзонг , 1933 г.

Монастырь в Ладаке ,

Дом Такура ,1921 г.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ И ГЕРОИ

Эта серия картин разнообразна по характеру изложения событий, стран и народов и относится к различным периодам деятельности художника.

 

Борис и Глеб, 1904 г.

Жанна Д,Арк, 1931 г.

Гибель Атлантиды, 1929 г.-30г.

Александр Македонский и отшельник, 1938 г.

Цветы Тимура , 1940 г.

Александр Невский побеждает Ярла Биргера

Весть Тирону, 1940 г.

 

ПОЧИТАЕМЫЕ СВЯТЫЕ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ И ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Будучи человеком религиозным, Николай Константинович с великой любовью передал нам облики Святых, почитаемых не только в нашей стране, но и в других странах, исповедующих христианскую религию. Но особую любовь Николай Константинович испытывал к Святителю и Собирателю Земли Русской – Преподобному Сергию Радонежскому.

 

Никола Моэнайский, 1916 г.

Святой Николай, 1920 г.

Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится ,1914

Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого,1914г.

Пантелеймон – целитель, 1931 г.

Святой Сергий Радонежский, 1932 г.

Сергий – строитель, 1924 г.

Святая Женевьева, 1933 г.

Святой Франциск Ассизский, 1932 г.

 

ЛЕГЕНДЫ, СКАЗАНИЯ, МИФЫ И ПРЕДАНИЯ НАРОДОВ МИРА

Николай Константинович Рерих посвятил этой тематике множество картин. Он знал сказки многих народов мира и особенно - Востока. Но, будучи человеком русской культуры, он писал картины и на былинные сюжеты, и на основе народных преданий. Вместе с тем он находил и много общего в сказаниях разных народов.

 

Вольчи Святославович, 1910 г.

Садко, 1910 г.

Баян, 1910 г.

Витязь, 1910 г.

Микула, 1938 г.

Голубиная книга, 1922 г.

Кони Свитовита,

Три радости, 1916 г.

Гудь подземная, 1929 г.

Красные кони, 1925 г.

Кришна. Лель,1932 г.

Жар – цвет, 1923 г.

Чудо дивное, 1937 г.

Гуга Чохан, 1931 г.

Бэда Проповедник, 1945 г.

Дары китайской принцессы Вен – Чин,1928 г.

Чарака, 1935 г.

Ширин и Хосров, 1938 г.

Граница царства, 1916 г.

Меч Гессэр – хана, 1931 г.

Обитель Гессэра, 1947 г.

Звезда героя, 1932 г.

 

Серия « МОНГОЛИЯ»

Эта тематика картин создавалась из материалов двух путешествий 1925 г. – 28 г. и 1934 г. – 35 г. по Тибету и Монголии.

 

Монголия, 1938 г.

Камни на холме, 1935 г.

Юрты,

Страж пустыни, 1941 г.

Монгольские танцы, 1928 г.

Голос Монголии, 1937 г.

Держатель чаши, 1937 г.

 

Серия «ЧИНГИЗ ХАН»

Серия этих картин стоит отдельно, и, очевидно, это связано с той миссией, которую выполнил Чингиз хан, завоевав огромные пространства и покорив многие народы. Три столетия была Россия под владычеством татаро-монголов.

 

Всадник, 1931г.

Орёл, 1931 г.

Караван, 1931 г.

Одинокий путник, 1931 г.

Охота, 1937 г.

Могилы в пустыне, 1930 г.

Поход Чингиз хана, 1937 г.

Мать Чингиз хана, 1931 г.

 

Серия «ЗНАМЯ МИРА» ( посвящается Жемчужинам мира )

Являясь организатором и учредителем Пакта Мира в 1935 г., Николай Константинович предложил Знамя Мира, как защитный символ типа Красного Креста, и как Великий символ Будущего – Знамя Майтрейи.

 

Знамя Мира, 1931 г.

Пакт культуры, 1931 г.

Святые камни, 1935 г. – 36 г.

Ведущая, 1944 г.

 

МАТЬ МИРА

Это почитаемый божественный облик, как на Востоке так и на Западе. В Космосе существует единство Двух Начал – и на этом зиждется вся жизнь. На Востоке её почитают как Белую Тару, а на Западе – как Богоматерь. Но Она и символ Премудрости Божией – Софии.

 

Мать Мира, 1924 г.

Мадонна Лаборис, 1935 г.

Мадонна Орифламма, 1932 г.

Царица небесная над рекою жизни 1910 г.–1912 г.( роспись, храм Св. Духа в Талашкино)

Звезда Матери Мира, 1924 г.

Звезда утра, 1932 г.

Матерь из Турфана, 1924 г.

Святая София – Премудрость, 1932 г.

Холм Тары, 1932 г.

 

ОБОРОНА РОДИНЫ (ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА)

Будучи далеко от Родины в её самые тяжёлые годы, семья Рерихов не находилась в стороне, а все свои помыслы, устремления и труды посвящала родной стране. Материальная их помощь шла Родине через общество «Красный Крест». Многие картины в эти годы Николай Константинович посвятил ей, Родине – Матери, её истории, её героям.

 

Богоматери проснулись, 1940 г.

Святогор,

Александр Невский (ледовое побоище) ,1940 г.

Поход Игоря,

Партизаны,

Победа, (Змей Горыныч) ,1942 г.

Василиса Прекрасная(добрые травы), 1941 г.

Земля Славянская, 1944 г.

Ярослав Мудрый, 1942 г.

Единоборство Мстислава с Федедею, 1943 г.

Настасья Микулична, 1943 г.

Вперёд, 1945 г.

 

 

Серия «Знамена Востока» (Великие Учителя человечества и их посланники)

Теме Иерархии Светлых Сил и Учителей человечества в творчестве Николая Константиновича  отведено особое место. Они - наши Творцы и Водители по дорогам Вечности. Не раз они приходили на Землю в различных обликах: как Великие законодатели и основоположники религий, как Великие Правители, Мудрецы, как Святые разных народов.

 

Христос в пустыне, 1933 г.

Исса и голова Великанова, 1932 г.

Сошествие во ад, 1911 г.

Генисаретское озеро, 1939 г.

Будда дающий, 1932 г.

Будда – Победитель, 1924 г.

Кришна, 1929 г. – 1930 г.

Зороастр, 1931 г.

Моисей – Водитель, 1925 г.

Мухаммед на горе Хира, 1924 г.

Конфуций Справедливый, 1924 г. – 25 г.

Лад Дзы, 1924 г.

Святой Сергий Радонежский, 1932 г.

Бхагаван,

Падма Самбхава, 1924 г.

Дзонг Капа,

Миларайна внемлющий, 1924 г.-25 г.

Нагарджуна Победитель змея, 1924г.

Ойрот- Посланец Белого Бурхана, 1924 г.

Да здравствует король!

Вестник, 1946 г.

Приказ Учителя, 1931 г.

Тень Учителя , 1932 г.

Явление срока, 1927 г.

 

Заповеданная страна - БЕЛОВОДЬЕ, ШАМБАЛА СВЯЩЕННАЯ

Существует много сказаний о заповеданной стране, где живут Мудрецы и царит справедливость. Многие ходили на поиски этой Страны, но были редкие случаи, когда доходили туда одинокие путники и возвращались назад, рассказывая людям об этой дивной стране. Входы в эту Священную Страну строго охраняются, и связаны они со священными горными вершинами, почитаемыми в Индии, Тибете и у нас в России.

 

Страна Гималаев, 1924 г.

Сожжение тьмы, 1924 г.

Песнь о Шамболе, 1943 г.

Величайшая и Святейшая Тангла, 1928г. – 1930г.

Страж входа, 1927 г.

Сокровище мира - Чинтамани, 1924 г.

Сокровище гор, 1933 г.

Странник Святого Града, 1933 г.

Оттуда, 1935 г.-36 г.

Гора пяти сокровищ, 1947 г.

Дозор Гималаев, 1925 г.-26 г.

Полунощное,

Весть Шамбалы, 1940 г.

 

Серия « МАЙТРЕЙЯ» ( «МЕССИЯ» )

Путешествуя по Тибету через многие горные перевалы, Николай Константинович описывает, как они встречали изображения Майтрейи – светлого будущего человечества. Стоят они на опасных горных перевалах, часто гигантские, точно нечеловечески созданные. Кто озаботился их поставить? Кто потрудился? В народных преданиях сохраняется вера, что когда наступит такая тьма и покажется, что зло уже победило – вот тогда и придёт Майтрейя - освободитель. Разными именами называют Его разные народы мира, но все Его ждут – Мессию - Освободителя и Учителя.

 

Майтрейя, 1932 г.-33 г.

Майтрейя- Победитнль, 1925 г.-26 г.

Знамя грядущего, 1925 г.-26 г.

Ригден-Джапо-Владыка Шамбалы, 1927 г.

Приказ Ригден-джапо, 1927 г.

Калки Аватар,

Шамбала идёт,

Конь счастья, 1925 г.

Чудо. Явление Мессии, 1922г.-23 г.

Шепоты пустынь, 1925 г.-26г.

Мощь пещер, 1932 г.

ФИЛОСОФСКАЯ ТЕМАТИКА

Каждый человек, приходя в этот мир, через какое-то время задумывается: в чём же смысл жизни? Этим вопросом занимались многие люди испокон веков. И только тогда, когда человек постигает законы Мироздания, он начинает и поиск путей к Богу, познавая самого себя.

 

Сантана, 1935 г.-1927 г.

Сосуд нерасплесканный, 1927 г.

Сострадание, 1935 г.-36 г.

Ждущая, 1941 г.

Огни на Ганге, 1947 г.

ГИМАЛАИ

Гималаи были высшим вдохновением Н. К. Рериха как художника. Он писал горные снега, людей и снега, Вечность и снега… У этих картин почти нет названий, просто общая серия с названием священных гор. Величие природы Гималаев изображено на полотнах Н. К. в различные времена года, на восходе и на закате. И каждый этюд по–своему неповторим, чем – то зовущим и влекущим наполняющий душу человеческую. «В них схвачен дух Индии и дух Гималаев. » - сказала Индира Ганди.

 

Гуру Чури – Дхар, 1931 г.

Лахуль, 1932 г.

Ледяной сфинкс, 1938 г.

Серебряное царство, 1938 г.

Закат. Шатровая гора, 1938 г.

Песнь водопада, 1937 г.

Молния, 1935 г. – 1936 г.

Гора колокола, 1933 г.

Дэвита, 1929 г.

Нанда – Деви, 1937 г.

 


Hosted by uCoz