Ассоциация Рериховского движения г.Кемерово


Новости
О Рерихах
Наследие Рерихов
Памятные даты
Наша деятельность
О нас
Устав Ассоциации
Гостевая книга
Форум
Ссылки


 

Сайт открыт 01.07.2003

e-mail: ardk@narod.ru

                                            


[ Условные обозначения ] << ] Наверх ] >> ]


Учитель и ученик

Мы знаем, что все беды человечества от невежества, от незнания. Первые знания ребенку дают родители, потом - школьные учителя. Так мы приходим к понятию учительства.

УЧИТЕЛЬСТВО (Школьный учитель)

Понятие учительства должно быть развиваемо в людях от ранних лет. Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен уметь это сделать.

Только невежды думают, что достаточно прочесть сведения, чтобы внушить их ученикам.

Можно удивляться, что само искусство учительства не вызывает внимания. Но каждый может припомнить, насколько различно воспринимались предметы в течении школьных лет. Это зависело не только от способности ученика, но, главным образом, от убедительности учителя.

Пусть учитель сам озаботится, чтобы его достоинство стояло высоко. Мысли о великих Учителях вырастут легче, когда понятие учительства будет накрепко осознано.

Учительство должно быть освобождено от своекорыстия. Учитель передает познания, им накопленные, но он не будет выдавать их за свои. Он должен принять дар знания, чтобы с тою же готовностью передать их грядущему поколению. Учительство-это служение общему благу.

Такое познание служения не приходит  внезапно, его нужно воспитать. Так пусть каждый школьник уже почует себя учителем по отношению к младшим. (Н.,477)

Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете.

Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но - знак невежества.

Можно ли поручать детей человеку удрученному? Можно ли забыть, какое излучение дает горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторга? Можно ли считать учительство ничтожным занятием?

Народ, забыв учителя, забыл свое будущее. Позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны.(М.О.,т.1,582)

Нужно смягчить сердце учителей, тогда они пребудут в постоянном познавании. Совместное с учителем устремление дает мир чудесный. (М.О.,т.1,583)

Учительство - подвиг, наставничество - подвиг, если оно совершается не во имя свое, а во имя Служения Свету. (Гр.,VII,442)

ЗЕМНОЙ  УЧИТЕЛЬ

Великие Учителя  не могут брать на себя непосредственного руководства всеми, обращающимися к Ним. Они заняты космическими заданиями и сейчас ведут страшную Битву с темными Силами, стремящимися разрушить нашу планету. Потому Они дают Учение через главный провод и следят за многочисленными групповыми движениями вокруг Учения, но руководить отдельными личностями Они будут лишь в том случае, если те отвечают необходимым для этого требованиям. Многие из подходящих к Учению часто стоят на такой подготовительной ступени, и сознание их настолько засорено предрассудками и неосознанными ими предубеждениями, что, конечно, им полезно сначала иметь земного учителя, который бы мог расчистить эти заросли и подготовить сознание для той ступени, на которой они смогут уже воспринять приближение к Великому Учителю. Необходимы очищение мышления, расширение сознания и воспитание сердца. (П.Е.И.,т.1,440)

Великие Учителя могут уделять непосредственному водительству единицами человечества лишь известную часть Своих Сил и потому пользуются ближайшими доверенными и учениками для передачи духовного Провозвестия. (П.Е.И.,т.2,17)

Обращение Великих Учителей к нам: «Друзья, если хотите приблизиться к Нам, изберите Учителя на Земле и передайте ему руководство. Он скажет во времени, когда ключ готов повернуться во вратах. Все имейте У. на Земле». (А.Й.,103)

Если кто искренне устремлен, то он встретит своего земного У. и узнает его. (П.Е.И.,т.2,487)

Земной У. является звеном связи с Учителем Высшим. (П.Е.И.,т.1,440)

Земной У. закладывает зерно всего Высшего. (М.О.,т.3,72)

Иерарх и Гуру являются теми  опытными  Кормчими, которые  в губительную бурю ведут поверх все сокрушающих волн,  поверх всех подводных  рифов доверенную Им ладью, в которой в виде «ценного» груза, может быть, все мы имеем свое место.   (П.Е.И.,т.1,34)

Излучения земного и чистого учителя повышают вибрации вокруг себя, иногда на огромной периферии,  и тем самым,  не только очищают пространство,  но могут даже содействовать возжжению огней в окружающих его.  Вот почему в  древности  считалось  такой привилегией жить вблизи У. и прислуживать ему, ибо это давало возможность соприкасаться с его аурой. (П.Е.И.,т.1,510)

Земной У, обладающий очищенной огненной аурой, может очень ускорить развитие ученика даже одним своим присутствием, но для этого нужно полное сгармонизирование сознаний и величайшая преданность со стороны ученика к Учителю, и тогда, действительно, возможны чудеса.   (П.Е.И.,т.1,411)

Земной Гуру дается для почитания, для продвижения, для объединения, для построения. Небрежение к Гуру и умаление Гуру,  утвержденного Великим Учителем, есть небрежение и умаление самого Утвердившего, ибо Земной Гуру является представителем Его. (П.Е.И.,т.1,16)

Гуру есть мост к познанию Высшего Мира. Предать Гуру - значило бы порвать связь с Высшим Миром навсегда. (А.,128)

Вы спрашиваете:

- Нужно ли иметь земного учителя до принятия в ближайшие ученики Великим  Учителем?

Отвечу:

- Но ведь и Вы учреждаете особые группы и устанавливаете руководителей. Почему поступаете Вы так? Не для лучшего ли усвоения первых ступеней Учения и, следовательно, дальнейшего продвижения? И как назовете Вы таких руководителей? Не будут ли они именно такими земными учителями? И не были ли в свое время сами Великие Основатели Религий и Мыслители, именно, земными У?  И не так же люди насмехались и восставали тогда против познания Их? Теперь же все Они возведены в Богов и великих Светочей теми же самыми противниками. (П.Е.И.,т.1,274 от 11.8.34)

Вся история человечества свидетельствует о том, что все великие исторические лица, вожди и философы, все они имели своих Гуру, водительство которых сделало их гигантами духа и жизненного подвига. Лишь наличие преданности и признательности к Гуру создавало гигантов духа и воли.       (П.Е.И.,т.1,63)

Примеры:  Сократ - Платон, Куинджи - Рерих

Наставников духовного делания, и воспитания, и развития внутреннего человека очень мало, думаю, что и пальцев на одной руке слишком много для их числа, причем, они живут в определенных местах и не любят покидать свои монастыри и уединения. Но и это может быть до некоторой степени преодолено, ибо можно иметь необходимые отделения в местностях, где будут собраны определенные условия космические и географические. (О и Й.,т.1,320)

КТО ТАКОЙ УЧЕНИК И КАКИЕ БЫВАЮТ УЧЕНИКИ

Ученик - это тот, кто приходит к Нам добровольно, чтобы познать Истину, т.е. действительность сущего, и освободиться от Колеса. (Гр.,III,100)

Лишь тот ученик, кто любит У. Ученик будет иметь своего У,  но он будет относиться с любовью к другим У. Именно избранный У. будет ближайшим, но, узнавая подвиг других Учителей, чувство любви будет искренним.   (Н.,159)

Ученик - значит преображающий, себя преображающий, свое малое «я» - в «Я» большое, смертную личность свою данного воплощения -  в Бессмертную Индивидуальность Высшей Триады. (Гр.,IV,34)

Быть учеником - значит быть приносящим свои дары ежедневно.

Упорно и пламенно утверждаемые качества духа - лучшие приношения даров духа Учителю Cвета.  (Гр.,III,610)

Хороший ученик - это сплошной вопросительный знак, это тот, кто выполняет свой долг перед собой и миром при всех сочетаниях внешних условий, радуется трудностям испытаний, почитание своего Гуру выражает в действии.  (Гр.,V,52,408; 7 - 119, 9 - 589)

Условный (временный) ученик - тот, кто будет верен У.  и постоянен в своем устремлении к нему, если случится то-то и то-то, т.е. при определенных условиях. (Гр.,VII,75)

Безусловный (постоянный) ученик полагает безусловную преданность и доверие к У. в не зависимости от каких бы то ни было «если». (Гр.,VII,75)

Воображаемый ученик - человек, вообразивший себя учеником Учителя Света. Это еще хуже, чем условный ученик. (Гр.,VIII,40)

Истинный ученик отличается от воображаемого тем, что школой для него является сама жизнь, а суровость условий - неизбежным основанием продвижения и успеха. Огни его сердца сочетаются с огнями сердца У, при этом происходит животворный обмен энергий. (Гр.,V,191; 8 - 449)

Сужденные ученики - те, кто были уже учениками во многих предыдущих жизнях. В этом настоящем своем воплощении такой ученик уже с самого рождения находится под высшим наблюдением У. Такие духи не могут уже отклониться. (П.Е.И.,т.1,254)

КТО  ТАКОЙ  УЧИТЕЛЬ

Учитель

- маяк ведущий,  (И.,30)

- лампада во тьме,  (Об.,321)

- лучший Друг, (А.Й.,109)

- ваша опора, (А.Й.,205)

- единственная крепость, (А.Й.,340)

- не судья, не осудитель, но лакмус, выявляющий все недостатки ученика для изживания, (Гр.,V,630)

- путь к Дальним Мирам, (Об.,338)

- тот, кто может подать лучший совет жизни. (А.Й.,43)

Маленький индус, познавший У, на вопрос:

- Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без У?

улыбнулся в ответ:

- Солнце останется солнцем, но при У. мне будут светить 12 солнц. (А.Й.,84)

Обычно люди не любят называться учениками, но Мы оставляем за собою это почетное наименование. Каждый У. должен оставаться и учеником - в этом высокая соизмеримость.  (Н.,47)

ДЛЯ  ЧЕГО  НУЖНЫ  УЧИТЕЛЯ

Учителя Приходят в мир и Приносят ту часть Космической Истины, которую люди в состоянии вместить и принять, если того пожелают. (Гр.,VIII,315)

Невозможно осознать Великого Учения без Огненного У, без устремления духа к Миру У. Не пройти без Него, не продвинуться  без Него, не достичь без Него. (М.О.,т.3,154)

Устремляющийся ввысь без Иерархии подобен часто стрелку,  пускающему стрелу в небо с закрытыми глазами в ожидании, что одна  из стрел достигнет птицы. Нужно изъять из жизни всякую случайность, только с Водителем ни одна стрела не пропадет бесцельно. (И.,193)

Учитель, давая ученику синтез своего накопления, тем самым дает ему возможность сохранить драгоценное время для скорейшего и дальнейшего продвижения и индивидуального творчества.

Если бы каждый должен был доходить до всего, опираясь только на личный опыт и отвергая руку водящую, то вряд ли бы мы ушли далеко и посейчас от наших предков каменного века. (П.Е.И.,т.1,70)

У. силу имеет щит поднять до явления счастья.

У. чует руку, о помощи просящую.

У. помочь готов,

У. может явить новых,

У. может послать Учение. (Зов,111 - 17.09)

У. указывает дух держать непреклонным.

У. желает жуть прогнать.

У. хочет суждение ваше сделать спокойным.

У. удержит вас от огорчений,

У. о здоровье вашем заботится.(Оз.,217 -12)

СКОЛЬКО УЧИТЕЛЕЙ ДОЛЖНО БЫТЬ У  УЧЕНИКА

Многие предания выражают опасность иметь несколько Гуру.

«У одной благочестивой женщины было три сына. Каждый из них избрал почтенного Риши, как Гуру. Но один из них вздумал умножить силы свои, прося еще двух Риши быть его руководителями, хотя мать и предупредила его об опасности такого необдуманного действия. Пришло время, когда Риши начали учить трех молодцев летать. Просил третий и двух прочих Риш усилить его полеты, чтобы опередить братьев. Но вихри, посланные из трех мест, скрестились, и легкомысленный был растерзан в воздухе. Между тем, как братья его летали благополучно по направлению избранного ими Риши».    (И.,253)

Думай о духовном руководительстве одного Учителя.(Зов, 42-5.10)

Чела - всегда ученик, во всех мирах, и У. у него один во всех мирах тоже. (Гр.,V,196)

Среди подошедших к Учению есть такие, которые перебегают  от одного Учителя к другому, считая, что так они скорее преуспеют. Но, конечно, так поступают только невежды, которые не понимают значения оккультной связи, не знают, сколько веков потребовалось духу на то, чтобы установить связь со своей Иерархией. Всякие колебания после того, как избран Владыка и Гуру, недопустимы. (П.Е.И.,т.2,221; Гр.,IV,486)

После известной ступени отход от Учителя уже невозможен. Отступление означает гибель. Потому, прежде чем решиться бесповоротно,   надо крепко подумать, ибо возврата в прежнее бездейственное состояние  уже нет и не может быть. (Гр.,VIII,479)

Можно подпасть под самое темное влияние, когда оборвана спасительная нить. (А.,128)

СКОЛЬКО УЧЕНИКОВ ДОЛЖНО БЫТЬ У УЧИТЕЛЯ

Учителя никогда не имели много учеников.   (А.Й.,438)

Чем больше Учитель, тем меньше число его учеников. Не свидетельствует ли это явление о трудности следования за Учителем? Истинно, путь ученичества не легок. Как сказал один великий У. - «пальцев  на  одной  руке слишком много для числа учеников». (П.Е.И.,т.1,411)

Численность отвергает успех. Огромность войска не бывала ручательством победы.   (А.Й.,299)

Только неопытность очень стремится поучать и хочет иметь как можно больше учеников. Но опытный путник понимает,  как велики тягость и  ответственность учительства. (Гр.,IX,418)

МОЖЕТ ЛИ УЧИТЕЛЬ ВТОРГАТЬСЯ В РУКОВОДСТВО ДРУГОГО УЧИТЕЛЯ

В руководство одного наставника, на какой бы ступени он ни был, никогда не вторгается наставник другой, не входящий в данную цепь.

Правило невмешательства в другое руководство  обуславливается тем, что руководитель связывает себя с учеником и навсегда берет на себя до известной степени его карму. Чужое вторжение  нарушает основы наставничества. Каждый ученик имеет свою иерархическую цепь. Когда связь со своим ближайшим звеном порывается, ведомый остается без  руководства, если разрыв совершается по вине ученика. (Гр.,VII,311)

НА КАКОЙ СРОК БЕРЕТСЯ УЧЕНИК

Ученик берется не на время, но навсегда.   (Гр.,VII,390)

О ПРИНЯТЫХ УЧЕНИКАХ ВЕЛИКИХ УЧИТЕЛЕЙ

Многие по невежеству думают, что достаточно  почитать  книги Учения и выразить желание стать учеником того или иного Великого Учителя Белого Братства, чтобы уже быть готовым к такому принятию.

Большинство, в наивности своей, убеждено, что Великие Учителя мучительно ищут себе учеников и готовы принять с распростертыми объятиями каждого неплохого человека, выразившего такое желание. Нет большего заблуждения.

Учителя не ищут учеников, ибо основное правило гласит, - что, именно, ученик должен искать и найти.

Великий завет - «когда ученик готов, Учитель не замедлит», мало кем понят. (П.Е.И.,т.1,288)

Вся беда в том, что люди не хотят понять, что в основе  этой г о т о в н о с т и  и всех достижений лежит следование высшему идеалу и огненная трансмутация наших чувств, всего нашего характера.

Людям гораздо легче отказаться от  некоторых  излишеств  и, не отягощая  своего  мышления,  механически отсчитывать пранаяму, нежели обуздать хотя бы одну привычку, лежащую камнем преткновения  к духовному продвижению.

Но все механическое, касаясь лишь внешнего человека,  не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека, преображение которого есть истинная цель всех истинных Учений. Все Великие Учителя заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого  лежит в мире мысли. Потому ни один высокий Агни йог не нуждается ни  в каких механических приемах. И единая концентрация, допускаемая им, есть концентрация на избранном  Высшем  Идеале,  в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него.   Что бы ни делал йог или ученик, мысль его  неотступно  держится около его Идеала, он постоянно чувствует  в сердце своем любовь и присутствие этого Образа.

Также и молитва, произносимая учеником, есть именно это непрестанное сердечное устремление и предстояние перед Обликом избранным.

Без устремления и при остановках и уклонах пути ничего не  может быть достигнуто.

Учитель ждет лишь того,  кто идет твердо,  неуклонно,  в своем всепоглощающем устремлении к единой цели, чтобы протянуть ему  руку, когда он пройдет последнее препятствие, отделяющее его от Учителя. (П.Е.И.,т.1,252 - 254)

Каждый надеется стать принятым учеником. Это очень хорошо,  но надежду эту нужно трансмутировать в огненное устремление, в пламенную любовь к У. и самоотверженному подвигу на Общее Благо.

Следует спросить себя и дать ответ со всею искренностью, действительно ли имеется такое огненное устремление и не скрыто ли в глубинах эгоистическое желание достижения больших знаний, прежде  всего, для своего личного возвеличивания? Такое желание - самое большое препятствие на пути духовного продвижения. (П.Е.И.,т.3,48)

Учитель является с момента зажжения духа. С тех пор У.  неразрывен с учеником. (Об.,321 - 2)

Хотящий находит Нас и приходит к Нам, оставив все позади.

Сетуют, почему явление У. так редко. Отвечу: занятость своим  и собою и переполнение сознания личными переживаниями подобны глухой стене, через которую не проникают Наши вибрации. У. готов посетить тех,  кто его ожидает, но при условии устремления, очищенного от элементов низшего «я».   (Гр.,VII,594)

Дорога к Учителю одна - идти без оглядки. Появление мысли о удаче есть уже поражение. (А.Й.,237)

Первые формулы, которые ученик должен усвоить, суть следующие:

- «все для жизни, нет ничего отвлеченного»,

- «все должно быть совершено человеческими руками и человеческими ногами»,

- «без напряжения всех сил никакое совершенствование невозможно».

Это формулы постоянного устремления и напряжения всех  способностей. (О и Й.,т.1,29)

КАРМА

В вопросе принятия ученика карма играет первенствующую роль.  Не может человек, отягощенный кармой, стать признанным учеником. Лишь те, земная карма которых на изжитии,  могут  быть приняты в ближайшие ученики. Принятием ученика У. возлагает на себя страшную тяготу. Потому Великие Владыки могут приближать лишь тех, карма которых завершается, в ком  Они уже не сомневаются,  кто прошли и очистились через многие огненные  испытания  и в этой  жизни  снова проявили свою готовность, преданность и самоотверженность,  не в условиях  благополучия,  но на краю пропасти.  Именно тех,  у кого высшие  духовные центры не только открыты, но и проходят уже через огненное преображение. Отсюда и ничтожное число ближайших учеников. (П.Е.И.,т.1,289)

Каждый допущенный к У, ведомо или неведомо для себя, но возлагает карму свою на его плечи. Это касается каждого учителя,  большого или малого, и каждого ученика. Принять кого-либо в ученики - это значит взять на себя его карму. Потому-то так много желающих найти  себе руководителя и сознательно или бессознательно возложить на него  свои тягости.   (Гр.,III,298)

Карму ученик должен изживать сам, хотя У. и  умеряет ее течение и регулирует нагнетение. У. очень ценит самоисходящие действия ученика. (Гр.,VIII,274; 9 - 541)

Ведущий никогда не Вторгается в течение судьбы ведомого.  И только когда близость и связь переходят известные границы,  Может Ведущий брать на себя карму того, кого Он Ведет. (Гр.,IX,541)

ТЯГОТЫ ОБРЕМЕНЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.

В чем же состоит тягота Учителя?

Приняв ученика, У. устанавливает с ним незримую, но действенную связь, принимает его в свое сознание, т.е. с этого момента У. знает в любую минуту, что происходит с учеником, знает каждую его мысль. (П.Е.И.,т.1,289)

Такая близость очень тягостна благодаря тому, что неочищенная и отягощенная земными привычками и условиями аура ученика слишком дисгармонична, слишком далека от высоких и чистых вибраций ауры Учителя. (Гр.,VIII,659)

Каждый принятый ученик всю тягость своего несовершенства возлагает на Ведущего его. (Гр.,II,160)

Вот почему принятие в ученики производится с величайшей бережностью и есть величайшая привилегия. (П.Е.И.,т.1,289)

Главным непреложным признаком близости к Учителю будет получение непрестанно даваемого Океана Учения, при полном знании Источника, широкая строительная деятельность, получение указов, знание будущего и точных сроков и, конечно, самый характер и образ жизни такого ученика. (П.Е.И.,т.1,288)

Способность воспринимать мысли У. и стройно записывать их нельзя приобрести в одночасье. На все требуется время и условия длительного контакта. И, конечно, одной и даже нескольких жизней недостаточно. Связь установленная продолжается в этом мире и в том. Она важнее лицезрения Учителя в физическом теле, ибо многие, видевшие Учителя в теле, духовной близости не имели. Близость в духе важнее. (Гр.,V,295)

ПУТЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСТВА.

Нелегко быть учеником, особенно вначале. Недаром начальное ученичество зовется каторгой. Это сравнение имеет определенное основание.

Надо в духе оторваться от всего, что привязывает обычных людей так крепко к Земле, и отрыв этот болезнен очень,  и  не столько отрешением от земного, сколько обстоятельствами, порождающими  этот отрыв. Все это трудно и требует суровой дисциплины.

Поэтому подготовительные стадии проходят в дали от Нас и в условиях жизни обычной, чтобы приблизить потом, когда пройдены первые ступени. (Гр.,VIII,80; 9 - 57)

На первых ступенях ученичества все как бы обуяны манией учительства, и такие «учителя», сами не усвоив основательно ни одной книги Учения, начинают бросать в пространство искаженно понятые ими формулы и тем причиняют смущение умов и  создают лишь новых врагов себе и Учению. (П.Е.И.,т.2,472)

Трудность ученичества заключается в том, что это путь  есть путь становления. Это значит, что ученик постепенно становится тем, чем он должен стать. Это не есть интеллектуальное усвоение тех или иных положений, это не есть соблюдение ритуала или исполнение каких-либо предписаний или упражнений. Это не есть только делание добрых дел или чтение Учения.

Это есть становление ученика тем идеалом, который его ведет и преображает всю его сущность.

Это есть утверждение им в жизни делами, мыслями и чувствам и указаний Учителя и отдача Ему своего сердца.

Становиться носителем исповедуемой Истины - значит являть собою ее всем своим поведением, и действиями своими, и поступками каждого дня.   (Гр.,IX,471)

Ощущение на краю пропасти или под дамокловым мечом очень характерно для некоторых ступеней ученичества.  Их цель - научить проходить такие преграды жизни, не теряя равновесия и не изменяя ритма шага. Ступени эти нелегки и неизбежны.   (Гр.,IX,94)

Избравший Путь Служения должен быть готов на всякое самоотречение. Препятствия и трудности возрастают по мере продвижения по Пути. Правда, он получает большее знание,  но знание это в жизни приносит ему мало радости, не с кем поделиться, некуда приложить его, ибо ответственность возрастает пропорционально знанию. Кроме того, и само знание это создает ему завистников и  предателей. Ведь темнота окружающая потрясающа! (О и Й.,т.1,132)

Есть разные степени ученичества и разные степени приближения к Иерархии Света. Нельзя уравнять все сознания по трафарету. Каждое требует внимания и индивидуального подхода. Упорное и огненное устремление рано или поздно, но все же приведет к Нам. (Гр.,VIII,129; 9 - 57)

Вас могут спросить, как обозначается вступление на путь Служения? Конечно,

-  первый признак будет - отрешение от прошлого и  полное устремление к будущему,

-  второй - осознание в сердце Учителя,

-  третий - отметение страха, ибо вооруженный Владыкою неуязвим,

-  четвертый - неосуждение,

-  пятый - заполнение всего времени работою для будущего,

-  шестой - радость Служению и предоставление всего себя на пользу миру,

-  седьмой - духовное устремление к дальним мирам, как путь сужденный.

По этим признакам увидите дух, готовый и явленный для Служения, он поймет, где поднять меч за Владыку, и слово его будет   из сердца.   (И.,196)

ЗАДАЧИ  И  ОБЯЗАННОСТИ  УЧЕНИКА

1. Первая обязанность ученика - это учиться. Потому он и называется учеником, что сознательно, напряженно и постоянно учится на жизни.

Жизнь -  это школа, лучшая из всех существующих школ и возможность учиться на ней беспредельна.(Гр.,II,324,504,532)

Ученик все, что происходит с ним и вокруг него, должен рассматривать  под углом  полезности и  нужности для его восхождения и возможности служения Свету (а не с точки  зрения  приятности или неприятности, радости или печали). (Гр.,IX,361)

От ученика требуется возрасти духом на препятствия, которые ставит жизнь перед ним. Не для того растут трудности, чтобы его сокрушить, а для того, чтобы сделать его сильным. (Гр.,IX,51)

Ученик ставится в определенные условия жизни для того, чтобы он мог извлечь именно из этих условий необходимый урок. Если они неблагоприятны, но извлеченный урок полезен, то можно ли от них отвращаться? Лучше понять, чему они учат.(Гр.,V,116)

Скажите ученикам и друзьям, пусть учатся, пусть учатся в напряжении духа, пусть учатся в раскрытых глазах, пусть учатся совершенно бесконечно, ибо конца нет. (Оз.,293)

2. 3адача ученика -знать, знать и знать. С этой целью посылает ему мысли У, расширяющие его мышление и обогащающие сознание новыми элементами. Чем сильнее контакт, тем обильнее поток посылаемых мыслей. (Гр.,V,454)

Но знать - не значит осуждать. Знание дает спокойствие и равновесие, и навык не реагировать в унисон с неуравновесиями чужого астрала.   (Гр.,VIII,512)

У. Дает знания в соответствии с силою устремления и  соизмеримо с сущностью и природой ученика.   (Гр.,IX,565)

Каждый получает от У. то, что ему необходимо.  Не то, что он хочет или считает таковым, но то, что Находит давать нужным Учитель.  Это избавит от многих ошибочных выводов и разочарований. (Гр.,VII,532)

3. Первейшее условие ученичества - работа  над качествами духа. (Гр.,VIII,45)

Все низшие качества своей природы ученик должен трансмутировать в высшие. (Гр.,IV,549)

Без основных качеств, перечисленных в Учении, никто не сможет быть принят в ученики, несмотря даже на большие  интеллектуальные способности. (П.Е.И.,т.1,439)

 

Основные качества ученика.

- Ученик в жизни должен быть и практичен и смекалист. Неприспособленность к жизни и неумение жить указывают на неприспособляемость сознания. Но качество приспособляемости очень ценно и нужно не только на Земле, но еще больше в мирах. (Гр.,IX,555)

- Наблюдательность - одно из главных огненных качеств. Накопляется так же медленно, как и сознание. Уже в начальной школе следует развивать наблюдательность.   (М.О.,т.1,69)

 

- Ученик обязан иметь глаз добрый. (Зов,33 - 15.06)  

Отвержение от зла - это отвержение от своей низшей природы. (Гр.,V,528)

- Терпение есть одно из первейших качеств, которые необходимо приобрести на пути Служения. (О и Й.,т.1,482) 

 Для того чтобы развить терпение, прежде всего следует изъять осуждение и самость. (М.О.,т.3,54)

 Изъять самость - это значит заменить мысль о себе мыслями о благе других и Учителя. (Гр.,IX,461)

 Идеал ученика - достичь жизни сверхличной, когда малое «я» растворится в большом, когда пробивается скорлупа ауры и человек  выходит на сверхличный простор. Самость - сильное ограничение и cвязанность духа.   (Гр.,VIII,394)

- Качество смирения в ученике не означает униженности, но включает в себя умение смирять свою самость и вожделения и обуздывать свое низшее «я». (Гр.,IX,566)

- Самообладание. Оно состоит из мужества, терпения и сострадания. Но мужество не должно переходить в гнев, сострадание не должно граничить с истерикой  и терпение не должно быть лицемерием.    (М.О.,т.1,634)

- Самоотвержение - отвержение от своей самости и от всего, что совершенно не нужно человеку на его пути к Свету. Без него двигаться невозможно. Давно Сказано - отвергнись от себя  и следуй за Мною. (Гр.,V,528)

- Самое трудное на пути ученичества - это соблюдение во всем меры и равновесия. Именно, нужно выполнять Указания так, как сказано, - ни больше, ни меньше. Все лишнее так же вредно, как и все недоделанное, и даже вреднее. (О и Й.,т.1,247)

- Великое доверие, и преданность, и признательность к Иерархии Света живет в сердцах истинных учеников.   (П.Е.И.,т.1,68)

Малое, но преданное сознание скорее окажется у цели, чем блестящее и развитое, но не знающее этого качества. (Гр.,VIII,101)

Есть много признаков, по которым можно судить о верности ученика на пути к Миру Огненному

- 1-й признак - неотступность, явленная учеником на всех путях.

- 2-й признак - несломимость веры, когда путь, указанный Иерархией, есть единый.

- 3-й признак - ученики (2-3 явленных сотрудника) должны быть скреплены огненным уважением к Иерархии и друг к другу. (М.О.,т.3,80)

- Первое требование и условие на пути истинного ученичества есть распознавание действительности и людей. Без приобретения этого качества невозможно рассчитывать на приближение. Ибо как можно что-либо доверить ученику, который не может отличить света от тьмы и друга от предателя? Конечно, именно чувствознание помогает в этом распознавании. Но  это редчайшее качество. (П.Е.И.,т.1,367)

Чувствознание не пробуждается в нас, пока в сердце нашем преобладают чувства самости, лицемерия или неискренности. Лишь когда эти ехидны изгнаны, голос сердца занимает их место, и чувствознание становится ясным и безошибочным. (П.Е.И.,т.2,486)

- Самые ценные дары, которые можно принести Учителю, - это любовь и устремление. Любовь может зажечь устремление,  а устремление - любовь.   (Гр.,VIII,449)

Можно ли сознательно воспитывать чувство любви к Учителю? Можно. Можно растить это чувство и заботливо ухаживать за ним, как садовник за любимым цветком. И оно будет расти в своей силе.

Любовь - это сила. То, чего не удается достичь иными путями, достижимо любовью. (Гр.,V,600)

Энергия самоисходящего устремления пробивает слои пространства и достигает цели. Указ «только устремитесь» является ключом, открывающим вход.

Устремление разбросанное (т.е. направленное на разные объекты) теряет свою силу пропорционально разбросанности.

Устремление монолитное всегда достигает цели. Объединителем, скрепляющим монолит устремления, будет сердце. Следовательно, только сердечное устремление к Учителю, Владыке будет наиболее действенным.  (Гр.,VI,394)

 

- Ученику, прежде всего, надо освободиться от раздражения, т.к. оно мешает видеть путь.   (А.,583)

Сомнения и колебания могут отделить и отдалить ученика от Учителя. (Гр.,VII,4)

Для восхождения особенно губительно половинчатое Служение. Невозможно продвинуться, не отвергнув страшную половинчатость. Не только явное предательство опасно, против явного можно бороться мечом, но те скрытые подковы половинчатости так губительны. Самое главное состоит в честности Служения.   (О и Й.,т.2,233)

Мой первый совет Вам будет - выписать из книг Учения те качества, которые необходимо приобрести для того, чтобы стать  принятым учеником. Затем, углубившись в свою сущность, отметьте  в  себе свои наихудшие качества, и, избрав одно из них, старайтесь всеми силами духа заменить его же противоположением.    Преодолев одно, принимайтесь за другое и т.д. Это очень не легко, но ничто легкое не приличествует на царственном пути, ведущем к Миру Огненному. (П.Е.И.,т.1,294)

ПРИТЧА

Ученик обратился к У. с длинным списком качеств, требуемых  для преуспеяния, и грустно сказал:

- У, не могу овладеть этими качествами.

- Неужели всеми?

- Представляется мне, что ни одно качество не усвоено мною.

- Не велика беда. Хуже, если тебе покажется, что ты владеешь всеми.   (А.,582)

4.Задача ученика - не допустить отделения мышления от Учителя. Приказ У. - быть вместе с Ним неотделимо, должен быть выполнен. Иначе опасность поражения велика. Тьма прилагает все усилия, чтобы отсечь сознание ученика от Владыки. (Гр.,VI,3)

У. Должен первенствовать в сознании ученика - Ему место в переднем углу. Если этого нет, первенство может захватить любая мысль, а вместе с ним и власть.

При пробуждении - первая мысль Учителю, при отходе ко сну - тоже. И в течение дня память о Нем должна быть постоянной. (Гр.,VII,321)

Ни дела, ни обстоятельства, ни характер, ни причины всякие не могут полагать преграды между Учителем и учеником. (Гр.,IX,569)

Главное - не отрываться от У. Быть вместе с Ним в духе совсем не означает, что нельзя думать ни о чем другом. И в то же время все мысли и действия наши в жизни обычной должны проходить в осознании постоянного контакта с У.

Тело часто не чувствуем и даже не думаем о нем, однако всегда знаем, что оно с нами и мы в нем. Точно так же нужно внедрить в сознание и явление невидимого Присутствия У. в духе.

Когда это понимание дойдет до сердца и в нем утвердится прочно, то и поведение перед Ликами Великими изменится соответственно. (Гр.,IX,104)

Служение Общему Благу не может идти полною мерою без связи с Учителем. (Гр.,VII,371)

Нужно неотрывное, непрерываемое слияние в мыслях с У, так чтобы Его Присутствие было бы осознаваемо каждое мгновение, и особенно при каждом действии и соприкосновении с людьми.

Для усиленного памятования примените следующее

- повторение Имени («конечно, здесь подразумевается повторение умное или сердечное, как же иначе образуется связь с избранным Учителем? - (О и Й.,т.1,183)

- удерживание мысленно Лика  Учителя  перед собою. Лик У. нужно видеть отчетливо до малейших подробностей, чтобы Изображение не дрожало, не искажалось, не меняло очертаний, что часто бывает.

Но если после упражнений сосредоточения удастся получить стойкое Изображение У, то можно иметь через это достижение большую пользу и себе, и ближайшим, и делам.   (И.,90)

- молитву Иисусову,

- себя представление в ауре Света, яйцо которой Лучом соединено с Твердыней,

- себя представление в этом Луче, что бы ни делали, что бы ни говорили, куда бы ни шли или ехали,

- Священное воззвание тоже поможет,

- Не надо сосредотачиваться на тех, через кого ползет тьма.    (Гр.,II,26)

Можно в сознании объединиться, не прибегая к словам, мгновенно переносить свое сознание в сознание Учителя. Конечно, такого состояния нелегко достичь, но при расширении сознания оно само приходит, если не мешать ему по незнанию. Такое сознание покрывает все виды  общения. (А.Й.,563)

При перенесении своего сознания в сознание  Учителя  можно как бы действовать Его силою. Но для этого нужно видеть Лик У. со всею отчетливостью. (И.,90)

5. Надо устремляться к Учителю своему, но так устремляться,

чтобы забыть все окружающее. Забыть - день или ночь, тепло или холодно, скоро или долго все это в силах человеческих. Такое устремление решительно Нам полезно, ибо создает токи в пространстве, которые устремляются вместе с Нашими токами.   (Н.,72)

Настоящее ученичество утончает все ощущения ученика. Он, поистине, становится золотой арфой под рукою Учителя.   (П.Е.И.,т.1,164)

6. Самая великая польза, которую мы можем принести, состоит в том, что-

бы путем расширения сознания и обогащения мышления, и очищения сердца усилить наши излучения и таким поднятием вибраций оздоровляюще воздействовать на все окружающее.   (П.Е.И.,т.2,257)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  УЧИТЕЛЯ  И  УЧЕНИКА

- Трудно словами определить, где и на сколько ученик может пользоваться силами Учителя. Только утонченное понимание даст правильное  соизмерение. Точно невозможно указать правила соотношения Учителя и ученика,  но жизнь приводит нужные формулы, как идти одной дорогой. (А.Й.,386)

Все продвижение ученика заключено в осознании,  что  У. насыщает дух ученика высшим пониманием. Цепь между Учителем и учеником  состоит из духовных устремлений.    (А.Й.,665)

Серебряная нить связывает каждого У. с каждым учеником.   (И.,300)

Создается эта нить в крайне сложном процессе взаимодействия труда и духа, через который проходит ученик, также как и его У,  ибо у последнего есть, в свою очередь, свой У.  (Шапошникова «Серебр. нить» - «Инф. бюллетень» МЦР N 4-5, 1992г)

Когда серебряная нить, связующая сердце ученика с Учителем, цела, то ничто не страшно, и все необходимое приходит в последний час, когда все способности и усилия наши достигли своего высшего напряжения, ибо лишь на пределе высшего напряжения трансмутируются все энергии. (П.Е.И.,т.3, 68)

Невозможно войти в мир Учителя или  коснуться  Его, если свой мир пресыщен своим. Места в нем ни для чего другого уже не остается.

Также невозможно служить и двум Господам - себе и Учителю Света. (Гр.,VII,595)

Действие совместное с Учителем требует большого умения владеть собою и известной степени равновесия. Ни в раздражении, ни в унынии, ни в недовольстве, ни в злобе, ни в страхе, ни в зависти, ни в каких-либо иных низких чувствах совместно с У. действовать и работать нельзя.    (Гр.,II,518)

У. всегда готов помочь, но надо иметь то, к чему можно было бы приложить. (Гр.,IX,46)

 

- Указания, даваемые Учителем, надлежит выполнять неукоснительно. И тогда Руководство не прерывается, что происходит и может происходить вследствие небрежения к этим указаниям.    (Гр.,III,43)

Поймем, что выполнение указов Учителя не есть подчинение  индивидуальности чужой воле, но наибольшее развитие чуткости и творчества, ибо в указе Учителя всегда заложено столько причин,  сколько возможностей и путей выполнения. (П.Е.И.,т.1,70)

У. находится в отношении ученика часто в тяжелом положении. Ученик дает обещание следовать всем Указам Учителя, но как только получается Указ, то немедленно найдутся причины видоизменить его.

Ту же трудность испытывает Учитель, когда его обвиняют в бездействии. Представьте положение стрелка, когда он напряжен для выстрела, а за спиной ему кричат - почему он не выстрелит?

Откуда идет презирание Указа? Все-таки от недоверия. Непостижимо, насколько легко принимаются дары Учителя и забываются лучшие заветы Его. (А.Й.,278)

У. дает указания в пределах дозволенного. Он возводит ученика, очищая его от ветхих привычек. Он предостерегает его от всяких видов предательства, суеверия и лицемерия. Он накладывает испытания видимые и тайные.

У. открывает врата следующей ступени словами: «Радуйся, брат.» Он же закрывает словами: «Прощай, прохожий». (А.Й.,103)

 

- Учитель дает направление, но не настаивает на подробностях. Каждый должен искать и найти в труде.  Не на готовое кушанье зовет У, но Он знает места в лесу, где можно собрать спелые ягоды. К этому месту счастливого сбора призывает У.  и жалеет, если ученик предпочитает купить грязные ягоды на базаре.  Заботливая рука У. незаметно направляет к лучшему пути.  (М.О.,т.2,213)

Учение требует самодеятельности ученика.

Учение дает направление, расставляя вехи и  щедро  рассыпая драгоценные намеки, но ученик должен сам, своими руками и своими ногами построить свой путь. (О и Й.,т.1,29)

У. может желать всеми  силами  духа  воздействовать на ученика, но смятенный дух не замечает всех знаков и взглядов ободряющих.  У. не может криком остановить ошибку ученика. При всем желании, чтобы испытание закончилось благополучно, У. должен молчать или пытаться навести ученика на правильный путь самым окружным советом. (Н.,215)

Т.е. с одной стороны У. хочет продвинуть ученика дальше, с другой, Он не имеет права оказывать давление на его свободную волю. (Гр.,IX,331)

 

- Ответственность Учителя за ученика заключается и в том, что Он насыщает того своей энергией. Эта энергия преломляется в микрокосме ученика.  Если сознание недостаточно  чисто и многие низшие импульсы не изжиты, то энергия Учителя выливается часто в  недопустимых действиях и поступках. Следствия такой несоизмеримости изживаются очень долго. Ученик должен беречь каждую крупицу энергии Учителя и устремлять свои силы только на Благо.

Вначале позванный идет факелом, и все хорошее, и все плохое в нем разгорается сильно:  хорошее - для утверждения,   плохое - для изживания. Нужно, чтобы хорошее пересилило плохое. Иначе неизбежно падение и возвращение во тьму. (Гр.,VIII,639)

Взаимообмен энергий происходит только тогда, когда ученик направляет к Учителю свои устремления и Учитель их принимает для претворения в энергии более высокого порядка.  (Гр.,V,545)

Сердце самого Учителя иногда нуждается в соединительном веществе, тогда энергия ученика имеет особое значение.   У. должен быть очень признателен, когда очищенная энергия ученика восходит мощною спиралью. Это зовется колесом сотрудничества.

Также У. готов всегда поделиться запасом энергии, но и ученик должен быть готов иметь очищенное сердце. (С.,383)

Ученик должен приносить Учителю свои накопления, которые служат как бы сосудами для получения того, что Учитель Имеет ему дать.  Ничего не приносящий не может ничего получить, ибо не во что дать. (Гр.,VIII,485 )

Увеличить свой запас психической энергии без Учителя невозможно.  (П.Е.И.,т.2,257)

Ученик преданный общается с Учителем в едином потоке энергии. Погружаясь в единый поток энергии, люди могут умножать свои силы. (Н.,439)

- У. иногда в час опасности защищает, принимая опасность на себя. Он как руками закрывает собравшуюся тьму. (М.О.,т.1,393)

 

- Понятие  «Гуру» очень ограждает от одержания. У. в случае ослабления воли подает свой запас, чтобы не дать чужому темному влиянию вторгнуться. У. четко определяет, когда его участие нужно. (М.О.,т.1,283)

 

- У. должен приблизить сознание ученика кратчайшим путем к достижению Огненного Мира.  У. утверждает все, что может хотя бы косвенно приблизить или соединить полезные сознания, чтобы каждое действие содержало в себе нужное число  условий приближения. (М.О.,т.2,176)

У. обязан:

- следить за качеством мысли ученика, (М.О.,т.1,331)

- углублять его сознание, (М.О.,т.1,345)

- приготовить дух для самых пламенных восприятий. (М.О.,т.1,326)

- Не запрещает У. читать различные книги.  Он зовет к широкому познанию. (М.О.,т.3,560)

- У. стремится Осветить жизнь всесторонне и так, чтобы дать импульс двигаться дальше при всех, даже самых труднейших, даже самых  невозможных сочетаниях внешних условий. (Гр.,II,493)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знаете случаи, когда, несмотря на самое горячее желание и просьбы со стороны обращающегося, он не мог быть принят в ученики, ибо семья и обязанности по отношению к ней или другие внешние или кровные связи с близкими этому мешали.

Ученик должен быть свободен в известных пределах от кармических семейных и родственных уз. Кроме того, самые условия  и  обязанности семейного человека препятствуют этому. Человек, поставивший что-либо или кого-либо прежде Учителя и Дела Его, не может стать настоящим  учеником. (Гр.,VIII,101)

Кроме того, в ученики может быть принят лишь тот, прошлое которого это позволяет (т.е. карма его почти изжита). Если же этого нет, но стучится всем сердцем, Указуем, как сможет он к Нам подойти не сейчас, но позднее, когда будет готов. (Гр.,III,100)

Правила, касающиеся учеников, настолько суровы и строги, что удовлетворить их могут только очень немногие. Огорчаться этим не следует, т.к. существует очень много ступеней подхода к Учителю Света и Учению и впереди Беспредельность.

Каждое воплощение следует использовать на приближение к Свету с тем, чтобы в свое время сделаться сужденным учеником.

Учение же открыто для всех, и каждый имеет возможность вступить на ступени лестницы жизни. Каждому устремившемуся открыты врата. (Гр.,VIII,101)

У. всегда у дверей ваших, но оставьте двери открытыми. Ожидайте Его, и Он ответит на зов ваш, так же как цветок отвечает зову утреннего солнца.    (Зов,97 - 17.07)


[ Условные обозначения ] << ] Наверх ] >> ]


Hosted by uCoz