Ассоциация Рериховского движения г.Кемерово


Новости
О Рерихах
Наследие Рерихов
Памятные даты
Наша деятельность
О нас
Устав Ассоциации
Гостевая книга
Форум
Ссылки


 

Сайт открыт 01.07.2003

e-mail: ardk@narod.ru

                                            


[ Условные обозначения ] << ] Наверх ] >> ]


Йога распознавания

М.О.,т.1,660 «Распознавание есть одно из наиболее выраженных качеств. Это не чувствознание, но как бы отблеск языка Огненного Мира. Действительно, не по словам судит человек с открытыми центрами, он понимает внутреннее значение речи. Если бы все судьи были на таком уровне огненного распознавания, то много проступков оказалось бы в ином свете. Но такое распознавание нужно воспитывать. Оно в зерне духа существует, но нужно призвать его из хранилища Непроявленного. Так нужно призвать к обострению сознания... При терпении можно достичь больших результатов и обнаружить признаки огненного понимания...»

В древности только те люди считались пригодными для подготовки к Посвящению, которые уже были добрыми в пределах понимания человеческого добра. Чистые, святые, беспорочные, освободившиеся от греха. Кроме того, от них требовался развитой и уравновешенный интеллект. Когда человек готовился к посвящению, всегда требовалось исполнение определенных условий, а им отвечают определенные качества, которые он должен развить в себе (и все они принадлежат к мысли, нравственности). Первое из этих качеств - есть Распознавание. Это означает, что он должен научиться различать вечное и временное, реальное и нереальное, истинное и ложное, небесное и земное. Вступающий на Путь - должен уметь различать всё это и ходить верою, а не видением. Он должен достичь возраста, когда «твердая пища будет ему свойственна», как сказал апостол Павел.

Мы рассмотрим три направления на путях нашего распознавания: а) распознавание выбора пути; б) распознавание ликов людей, их внутренних свойств; в) распознавание явлений, связанных с раскрытием центров.

Распознавание выбора пути.

Существует много путей постижения Истины, и каждый ведет к Богу. Но наилучший тот путь для человека, который более отвечает его натуре, к чему склонна его природа. Поэтому необходимое условие при выборе Пути - уметь увидеть себя, свою склонность, способность и принять потом решение, дабы потом не метаться от одного Учения к другому. А это довольно серьёзный и ответственный шаг, т.к. мы всегда должны помнить, что каждое из эзотерических и экзотерических Учений написано под лучом определенного Учителя. Перескакивая с одного на другое, не усвоив - мы наносим себе вред прежде всего. Всегда нужно время для ассимиляции лучей Учителя. Не понимая этого явления, как мы поймём что с нами происходит, отчего нет понимания этого Учения, откуда берется неудовлетворенность. Неумение распознать свою склонность к тому или иному избранному Пути и соответственно Учения - вызывает всплеск недовольства в одних, а в других глухое, молчаливое несогласие с теми формами и методами труда или постижения основ Учения, которые существуют в группах. Найти себя и приложить свои способности и возможности, т.е. реализовать себя - это извечная тема. Очень часто люди не находят себя, не умеют распознать свои возможности и винят других в этом, а не себя. Но и руководители групп, как видно из опыта пройденного, также не имеют этого качества - распознавания людей, их устремлений. И вместо терпеливого размышления, также обвиняют своих собратьев по Пути, что они вечно недовольны. Мешает нам на пути распознавания - наша самость, в различных её проявлениях.

Существует два вида знаний: рассудочное и сердечное. Разница между ними огромна. И она сказывается в ответственный момент испытания, когда рассудочное знание, гордое и самоуверенное не может помочь своему носителю. В то время, как мало дававшее себя знать прежде - знание сердца, выступает как могучий фактор, решающий всё. Одно и то же знание может быть и в рассудке и в сердце. Первое - как бы привнесённое извне, а второе, оно неотъемлемо от вас, оно часть вашего сознания. Знание рассудка полезно для формирования сознания, но надо помнить, что на чистое сердце можно положиться всегда, тогда как мятущийся рассудок - опора не надежная. Рассудочное знание не идет дальше слов, часто красивых и изысканных, но сердечное знание подтверждается жизнью.

Е.И.Рерих в письмах к своим друзьям (12.08.34) также говорила, что - интеллект и эрудиция никогда не являлись главными факторами приближения к Источнику Истины. Часто интеллект развивается за счет сердца и притупляется великий огонь чувствознания.

Мудрые слова «Человек, познай себя» дают нам направление на пути распознавания. С кого же, как не с себя начать. И тут непременным условием будет требование: избавиться от своих страстей, от своей самости - глядеть на мир и внутрь себя необходимо только чистыми глазами.

Распознавание ликов людей.

«...Без соизмеримости, распознавания, честности и преданности трудно продвигаться по пути. Это четыре краеугольных камня на которых зиждется каждое построение. Сейчас распознавание людей особенно нужно...» (О и Й.,т.2,268)

Распознавание действительности и людей есть первое требование и условие на пути истинного ученичества - говорит Елена Ивановна Рерих: Так на известной ступени духовного развития можно оккультно видеть скульптуру духа окружающих нас и приближающихся к нам людей. Без приобретения этого качества невозможно рассчитывать на приближение. Ибо как можно что либо доверить ученику, который не может отличить свет от тьмы, друга от предателя. Все построения будут разрушены таким невежеством.

В письмах Е.И.Рерих дается много советов и руководителям групп в этом направлении. «Распознавание людей есть пробный камень для водителя,,, Прошу Вас испытывать и проверять всех подходящих... Ведь бывали случаи, когда даже недурные люди подпадали под власть темных шептателей, как земных так и надземных, и совершенно менялись в сущности своей... Важно не количество, но качество, и это нужно помнить всегда и во всем. ...Темные во всем стараются подражать Белой Ложе и под личиною Света всеми силами стараются проникать в очаги духовности для внесения смуты и разложения... Теперь очевидно пришло время, когда Вам нужно обнаружить всю стойкость за Добро и распознавание приближающихся к Вам в разных шкурах... Будем осторожны с новоприходящими, особенно с теми, у которых формулы Учения не сходят с уст. Люди, утверждающие, что они следят за правильным толкованием Учений, часто повинны именно в обратном. Всегда надо помнить, что фанатики и есть одержимые. Только огненное сознание может стоять на страже чистоты Учения и правильности его толкования. В жизни приходится иногда работать и с предателями, но нужно знать, что он предатель. Но надо уметь ценить истинных тружеников Света, чтобы подозрительность не взяла верх над зоркостью и не было забыто второе крыло распознавания - доверие. В основе истинного распознавания лежит чувствознание. Но много ли обладающих им? Как-то давно Владыка М. Сказал, что истинно знающих Духов не более ста на всем протяжении нашей планеты. И это при нашем двух биллионном человечестве! Не очень то утешительно это и для утверждающих, что они безошибочно распознают людей, обладают космическим сознанием, прошли высшие ступени посвящения. Самомнение людей - есть самая трагическая страница в истории нашего человечества.

Не всякий может обладать качеством распознавания, ибо оно основано на фундаменте развитого широкого и просвещенного сердца. Размеры распознавания прямо пропорциональны размерам сердечного огня. Как и все чувства, чувство распознавания может быть воспитано. В книге «Сердце» (579) сказано об этом так: «Усвойте навсегда: так называемый дар распознавания не есть дар, но следствие трудов и опыта. Нелепое слово «интуиция» не выражает ничего, кроме ограниченности. Не интуицией, но накоплениями многими можно приобрести распознавание.» Наша жизнь чрезвычайно богата обстоятельствами, которые дают богатую пищу распознаванию, и воспитание его не только необходимо, но и чрезвычайно увлекательно. И неважно, если будут ошибки, их не избежать. Когда мы очистим зоркость от подозрительности, предубеждения и самообольщения, мы обнаружим, что ни острая зоркость, ни контроль за своими чувствами не могут дать полноценных результатов до тех пор, пока не будет обуздана главнейшая преграда - наша самость. Именно самость преграждает путь чувствознанию или проявлению сердечного огня. Отсутствие самости дает возможность видеть не так как хочется, а так как является в действительности. Люди, изучающие наши слабости, легко овладевают нами в своих корыстных целях. И хорошо, если мы не занимаем высоких должностей. А когда от нас будут зависеть судьбы многих жизней? Без качества распознавания такое руководство немыслимо. Не обладающий качеством распознавания будет нести ответственность вместе с обманщиком и предателем во всех случаях жизни.

Как бы не был одарен человек, каких бы высот не достиг он в своем развитии, всё же он будет ступенькой на беспредельной лестнице, бесконечной вверх и вниз. Радость сознания, что ты преуспел по сравнению с нижестоящими, казалось бы должна уравновешиваться сознанием того, как далеко ещё до стоящих выше. Однако, это не всегда бывает так. Нередко люди, расположенные к заразе самомнения, опьяненные своими успехами, теряют это чувство меры и равновесия. Они слишком много уделяют внимания своим успехам и слишком мало - предстоящим трудностям. Нарушение этого равновесия и дает благоприятную почву для развития самомнения. Взгляд вниз, в лучшем случае, должен вызывать желание помочь нижестоящим достичь высшего уровня, но как часто этот взгляд вызывает лишь самодовольное восхищение собой, переходящее в гордость самомнения, перечислю эти ядовитые побеги на древе самости или самомнения: тщеславие, гордость самости, честолюбие, самореклама, самость превосходства, надменность, напыщенность, самолюбование, презрение, спесь, пренебрежительность, зависть, нетерпимость, заносчивость, властолюбие, честолюбие, оскорбленное самолюбие (обидчивость) и пр.

Наличие хоть одного из указанных негативных свойств человеческой натуры говорит о том, что у него отсутствует противоположное положительное начало - смирение. Потому люди должны постоянно делать анализ своих побуждений, контролировать своё мышление. Очень показательным, в этом плане, был способ Рамакришны. Среди его учеников были люди, имевшие «светское» положение в обществе, образованные интеллигенты с высокоразвитым интеллектом. Но когда он замечал в каком-то из них проявления самомнения - он посылал их просить подаяние на улице, чтобы они восстановили теряемое равновесие.

Распознавание явлений, связанных с раскрытием центров.

На определенных ступенях духовного развития, приводящих к постепенному раскрытию центров, у людей возникают духовные проявления: всевозможные видения и слышания «голосов». И, как правило, большинство людей не умеют правильно оценить происходящее с ними. От неумения правильно распознавать совершаются и тяжелые ошибки - люди вступают в контакты с темными сущностями из низшего астрала. А последствия этого хотя и различны, но сводятся к одному: психическому расстройству и одержанию. Но как и в указанных выше случаях распознавания, правильной оценки явлений, людей, поступков - нам мешают наши предрассудки. Необузданные страсти и эмоции, грязные мысли и прочие заблуждения и самомнения. Они-то и являются причиной всех совершаемых нами ошибок.

Каким образом можно избежать ошибок и как научиться распознавать где истина, а где ложь? Ответы на многие вопросы можно почерпнуть, как советовала Е.И.Рерих, из книг «Живой Этики», «Добротолюбия», а также в трудах таких подвижников как Ориген, Антоний Великий, Макарий Египетский, Афанасий и Василий Великие и др. В обиходе у святых было введено слово «прелесть» - под которым понималось усвоение человеком лжи, принятой им за истину. В монастырях все послушники предупреждались о прелести. Св. Игнатий Брянчанинов говорил: «...все мы - в прелести,,, все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии и нуждаемся в освобождении истиною...» Об опасность прелести дает разъяснение Владыка: «Майя прельщения губительна тем, что извращает действительность и делает привлекательным то, что само по себе не содержит ничего привлекающего. Как только распознаётся тьма за внешними покровами прельщения, теряют они свою привлекательность». (Гр.,III,393)

Путь к Богу, к Учителям необычайно тяжек, и нас подстерегает множество бездонных пропастей и непроходимых бездн. Поэтому издревле, всем, кто стремится к Богу, советовалось в отношении видений и слышания держаться строго аскетического правила: «Не принимать и не отвергать». В чем суть этого правила? «Не принимая» - человек ограждает себя от демонического внушения или действия и тем самым избегает опасности внимать духам-обольстителям и темным учениям. Не зная этого правила, большинство контактеров оказываются прельщены, принимая за чистую монету видения и голоса. Всё это приводит к тому, что «загрязненный астральным контактом организм» не сможет воспринять высших энергий.(П.Е.И.,3;73) «Не отвергая» - человек избегает другой опасности, божественное действие приписывать темным и тем самым впасть в грех хулы на Духа Святого. Вторая опасность страшнее первой, т.к. душа по ошибке может привыкнуть отвергать Благодать и даже возненавидеть Её. Это аскетическое правило поможет нам найти «золотую середину» - соизмеримость. Оно предостерегает нас от преждевременных выводов и человек занимает нейтральную позицию стороннего наблюдателя. Используя это правило человек развивает в себе равновесие и самообладание. Не имея этих качеств, можно и не отличить истину от лжи. Овладение этим правилом мы как бы заложим фундамент для развития распознавания.

Поэтому не стоит торопиться. Не на видениях и слышании «голосов» нужно заострять внимание, а на самоочищении. Е.И.Рерих писала: «Также советуйте не базироваться на видениях. Нет ничего обманчивее этих иллюзий тонкого мира при содействии низшего манаса (рассудка). Нужна дисциплина, нужна твердая узда на всех чувствах и годы тончайших наблюдений, прежде чем возможно правильно разбираться в видениях тонкого мира... Вот почему советуется всем записывать свои видения, чтобы была возможность с течением времени проверить их правильность и значение. Но от записывания и наблюдения до безусловного принятия и руководства ими расстояние огромно...» П.Е.И.,31.8.36

Подведем итог, что нам нужно для распознавания? М.О.,т.1,660 «...Пусть будет каждый приходящий как примерный судья. Пусть один начинает судить по глазам, другой по тону сказанного, третий по движениям тела. Безразлично, с чего начать, ибо внутренний огонь отразится на всех нервных центрах. Но поучительно наблюдать, насколько часто слова не соответствуют внутреннему состоянию. При терпении можно достичь больших результатов и обнаружить признаки огненного понимания. Конечно, это будет лишь отблеск Огненного Мира, но каждая искра такого познавания уже есть достижение.»

Н.Т.Решетняк


[ Условные обозначения ] << ] Наверх ] >> ]


Hosted by uCoz