Ассоциация Рериховского движения г.Кемерово


Новости
О Рерихах
Наследие Рерихов
Памятные даты
Наша деятельность
О нас
Устав Ассоциации
Гостевая книга
Форум
Ссылки


 

Сайт открыт 01.07.2003

e-mail: ardk@narod.ru

                                            



Знамя Мира

Перед нами Знамя Мира - на белом фоне три амарантовых сферы в красном круге. Этот знак - Красный Крест Культуры, предложенный Николаем Константиновичем Рерихом для обозначения и охраны сокровищ Культуры, прежде всего в военное время.

Н.К. Рерих - великий русский художник, мыслитель, учёный и общественный деятель, известен всему миру как «водитель культуры», вся жизнь которого была подвигом служения Миру и Красоте.

15 апреля 1935 г. в Вашингтоне в Белом доме представители 21 страны Северной и Южной Америки подписали Международный договор «О защите учреждений, служащих целям Культуры, науки, искусства, а также исторических памятников», который получил название Пакт Мира, или Пакт Рериха по имени человека, предложившего его.

 Предыстория его длинна. Николай Константинович вспоминает, как после первых продолжительных «археолого-художественных» экспедиций по древнерусским городам (нач. ХХ века), оформилось сознание о том, что чем-то нужно «повелительно, ясно запечатлеть охрану старины». В 1903г. в Обществе архитекторов Николай Константинович делает сообщение о состоянии памятников, о необходимости их охраны и восстановления. «По всей России идёт тихий мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно. Ползёт бескровный мертвящий погром, сметающий всё, что было священного, подлинного... Пришёл некто «серый» и решил, что всё завершённое временем не нужно, что он... знает лучше всех, как следует снять будто бы лишние покровы...»

С началом Первой Мировой войны в 1914 г. Н.К. Рерих выдвигает идею о заключении Международного соглашения об охране культурных ценностей в случае вооружённого конфликта.

В 1915 г. он делает доклады Императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу. Это предложение встречает интерес и сочувствие и у общественности, и у правящих лиц. Но военные действия помешали подписанию соглашения. Николай Константинович делает, что может: печатается плакат по его рисунку с призывом сохранять памятники Культуры и рассылается по армиям и военным зонам.

Войны, революции... И только в 1929 г. Николай Константинович вновь выходит с проектом Международного пакта о Культуре. Он просит помощи профессионалов юристов-международников для оформления проекта Пакта Мира, как положено официальному документу.

Текст Пакта Мира, переведённый на различные языки, получил широкое распространение во многих странах мира. В обращении к правительствам и народам особо подчёркивалось значение и общечеловеческая ценность культурных сокровищ, т.е. это не только национальное достояние, но принадлежащее всему миру!

Вместе с Пактом художник предложил отличительный флаг, названный Знаменем Мира. В том же 1929 г. был учреждён Комитет Пакта и Знамени Мира в Нью-Йорке, цель которого распространить и претворить проект Пакта Мира в жизнь

В письмах и статьях Николай Константинович часто проводит аналогию между движением под Знаменем Мира во спасение Культуры и Красным Крестом: «Если Красный Крест печётся о телесно раненых и больных, то наш Пакт ограждает ценность гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье». «Если знак Красного Креста всем напоминает о гуманности, то такого же смысла знак должен говорить человечеству о сокровищах прекрасных». И в том и другом случае важна работа на упреждение, на опережение беды.

Мировая общественность, культурные организации и политические деятели не остались безучастными: Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Томас Манн, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс и др. выступили в поддержку Пакта.

Во многих странах мира создаются Комитеты Пакта и Знамени Мира. Николай Константинович поддерживает переписку со всеми Комитетами, с друзьями и соратниками в благородной борьбе за спасение Культуры. Представляете, как обширна была его переписка! Все письма писались под копирку и нумеровались, чтобы исключить ошибки, фальсификацию, контролировать случаи потери корреспонденции.

В 1931 г. в старинном бельгийском городе Брюгге был создан Международный Союз Пакта Мира. До этого были Национальные союзы, а это - Международный. Здесь, в Брюгге состоялась, как сказали бы теперь, презентация Пакта Рериха и освящение Знамени Мира в соборе Святой Крови.

«Освящение Знамени нашего не случайно должно было произойти в Соборе Святой Крови, во имя всей Мученической Крови, пролитой за Прекрасную истину».

II Международная Конференция Пакта Рериха в 1932г. сопровождалась выставкой 6 тысяч фотографий памятников, подлежащих охране. 22 страны прислали фото. Это был как бы каталог объектов для восстановления, реставрации и охранения.

III Международная Конференция была проведена в Вашингтоне в 1935г.

И, наконец, 15 апреля 1935 г. Пакт Рериха сделался международным документом.

Договор 1935г. стал первым международным договором, специально посвящённым охране культурных ценностей.

В процессе обсуждения Пакта Рериха один военный заметил, что принятие Пакта может затруднить военные действия. На что Николай Константинович ответил, что это прекрасно, так как одна из сверхзадач Пакта Мира - уменьшать само физическое поле войны. Следует отметить особое значение одного из положений Пакта, где говорится о безусловной защите и уважении культурных ценностей, не ослабляемой оговорками о военной необходимости. В конвенции 1954г., о которой говорится ниже, такие оговорки есть.

Николай Константинович живет идеями Пакта Мира. И это нашло отражение в его работах тех лет.

В 1931 г. Николай Константинович пишет картину-плакат «Пакт Культуры», полную древних и вечных символов. Знамя Мира реет над древним городом, как бы оберегая его, очевидно, Брюгге. «Брюгге» по-русски мост. Явный символ моста через бурный поток войны, насилия, знак перехода на другой берег, знак спасения...

В 1932 г. - картина «Мадонна Орифламма». Прекрасная женщина держит Знамя Мира. Это Матерь Мира - Владычица и Спасительница Земли. За ней видны городские постройки различных европейских культур: можно различить готические башни, православные купола, греческие колонны... «Орифламма» - это «золотое пламя» - так назывался рыцарский стяг, выбрасываемый в момент перелома сражения, как последний призыв к своим - напрячь все силы для победы.

 В 1933 г. - картина «Sancta Protectrix» (Святая Заступница). Матерь Мира своим плащом прикрывает всю Землю от погибели: легко узнаются такие архитектурные шедевры как Собор Святого Петра, Кёльнский Собор, Вестминстерское Аббатство и т.п.

 В 1932 г. - картина «Святой Сергий Радонежский». Этот заступник Земли Русской держит в руках Русскую церковь, за ним Русская земля и войска, идущие на защиту её.

Что означает, предложенный Николаем Константиновичем, знак-символ на белом Знамени Мира и откуда он взялся? Есть разные толкования значения этого символа:

- прошлое, настоящее и будущее, объединённое кольцом Вечности;

- религия, наука и искусство в кольце Культуры;

- любовь, красота и знание в круге Жизни;

- знак Святой Троицы, так прекрасно претворённый в иконе Рублёва «Святая Живоначальная Троица» Святотроицко-Сергиевой Лавры;

«Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру... Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдёте то же изображение... На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак... Он же на изображениях Гессэр-хана и Ригден Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском... Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображении Святой Троицы. Он же на гербе Самарканда... Он же и на Буддийских знамёнах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак. Вот почему для знамени все объединяющего был избран знак, прошедший через многие века - вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространённым и древнейшим среди символов человеческих... Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, - там должно быть такое изображение».

По идее Николая Константиновича этот знак должен развеваться над всеми культурными учреждениями, историческими памятниками, соборами, институтами, школами, библиотеками, являя охранный символ непреходящих ценностей и устремляя сознание людей к пониманию значения Культуры!

Слово Культура состоит из двух частей: «культ» - почитание и «ур» - свет. То есть, Культура есть почитание света. И смыслом подвижничества Николая Константиновича Рериха было утверждение в душах и умах идеи о лидирующей роли Культуры в становлении и полнокровной жизни личности, общества, государства.

Культура - это краеугольный камень, прочный фундамент всего сущего в человеческих сообществах - морали, законов, государственных структур, экономики и даже финансовой системы. Вот мы сейчас сетуем, что у государства нет денег на культуру и науку. Сначала, мол, стабилизируем финансы, а потом, может, дойдут руки и до культуры. С точки зрения идеи Рериха, мы переворачиваем всё с ног на голову: потому и денег нет, что загнаны в угол наука, культура, образование. «Множество людей полагает вполне возможным замену слова «культура» словом «цивилизация». При этом совершенно упускается, что сам латинский корень «культ» имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своём имеет гражданственное, общественное строение жизни... Каждая страна проходит степень общественности, т.е. цивилизации, которая создаёт вечное неистребимое понятие культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, но культура в неистребимых духовных скрижалях создаёт великое наследие... Можно легко себе представить «Дом культуры», но будет очень неуклюже звучать «Дом цивилизации». Вполне определительно звучит название «культурный работник», но совсем иное будет обозначать «цивилизованный работник». Каждый профессор университета вполне удовлетвориться названием культурного работника, но попробуйте сказать почтенному профессору, что он работник цивилизованный; за такое прозвище каждый учёный, каждый творец почувствует внутреннюю неловкость, если не обиду».

 Как идёт развитие человека? «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом - образованным; став образованным, он делается интеллигентным, а затем следует утончённость сознания, которая завершается принятием понятия Культуры».

Вторая мировая война принесла миру много горя и страданий, явив многочисленные примеры варварства и вандализма. Николай Константинович писал: «Не умерло Знамя Мира. Оно свернулось, пока зверствует война. Но придёт час, когда люди вновь обратятся к заботе об охране культурных ценностей... Идеи живут! Развернётся Знамя Мира!»

После войны гибель громадного количества культурных сокровищ поставило мир перед необходимостью заключения Международного соглашения об их охране. Вновь на первый план были выдвинуты идеи Пакта. Возобновил работу Комитет Пакта Рериха.

В 1947 г. умер Н.К. Рерих - великий человек, давший миру идею Пакта, но его проект продолжает приобретать всё новых и новых сторонников.

В 1950 г. Комитет Пакта Рериха направил директору ЮНЕСКО копию Пакта со всей документацией по истории движения, начиная с 1930 г. Специальная комиссия на основе этих документов подготовила проект международной конвенции.

14 мая 1954 г. конференция ООН в Гааге приняла «Международную конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооружённых конфликтов». Конвенцию при её заключении подписали представители 37 государств. В последующем её ратифицировали большинство стран мира, в том числе и Советский Союз.

Конвенция 1954 г. реализовала ряд предложений Н.К. Рериха и явилась первым Международным соглашением универсального характера, направленным на защиту и охрану культурных ценностей. Культурные ценности рассматриваются как общечеловеческое достояние, и потому ущерб, наносимый культуре любого народа, будет ущербом для всей Мировой Культуры. Страны-участницы соглашения должны принять все меры для защиты культурных ценностей, которые нужно обеспечить ещё в мирное время.

В наше время не ослабла, а, скорее, возросла необходимость претворять идеи Н.К. Рериха. Отношение к культуре как к чему-то второстепенному оказывает своё пагубное воздействие, и вновь в мирное время гибнут сокровища человеческого творчества. «Не устанем твердить, что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми» - писал Н.К.Рерих.

Хорошо бы ввести в жизнь идею о мировом дне Культуры, когда одновременно под одним Знаменем по всему миру раздастся светлое слово о сокровищах Культуры народных, всемирных. А Знамя Мира, развевающееся над каждым культурным очагом, напомнит народу о важнейшем - о Мире, о Культуре.

Любое движение имеет свои символы. «Даже самое малое предприятие имеет свой знак. Опытные деятели весьма дорожат своим знаком и чтят его, как угловой камень предприятия. Знамя есть не пустой звук, но есть зовущий благовест к совместному бодрому сотрудничеству», - писал Н.К.Рерих.

В 1995 г. академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв предложил проект Декларации Прав Культуры. В ней под культурными ценностями впервые признаются не только культурные объекты, но и такие явления как традиции и навыки в области искусства, обычаи и культурные индивидуальности народов и отдельных личностей. Этот проект и идеи Н.К. Рериха положены в основу деятельности Лиги Защиты Культуры, созданной в 1996г. по инициативе Международного Центра Рерихов.

И как в любом большом деле надежда на молодое поколение: «Молодёжь! Вы самые юные, самые устремлённые в светлое будущее, перечтите, что писалось о сохранении Культурных Сокровищ, и продолжите нашу работу. Мы-то уйдём, но вы останетесь в жизненной борьбе и превозможете жизненные препоны» - писал Н.К.Рерих.

Сердце человеческое хочет Мира. Многие люди на всех континентах понимают Зов о Культуре, светлом Сотрудничестве, стремятся спасти, уберечь культурные ценности, как и все лучшее, созданное человечеством.

Сегодня, как и в предыдущие десятилетия, Знамя Мира, Знамя Культуры, победно развевается над самыми различными учреждениями культуры во многих странах мира, над высочайшими горными вершинами планеты, водружено оно также и на полюсах Земли и в зале заседаний Государственной Думы России.

Побывало Знамя Мира и в околоземном космическом пространстве. Особой чести вынести его в открытый Космос удостоился советский космонавт-исследователь Александр Баландин, впервые в истории космонавтики соединивший напряженную орбитальную вахту с выполнением обширной культурной миссии.

Недалеко то время, когда знак Знамени Мира – символ Мира, символ Космического Сознания, станет ясным и понятным для всех людей Земли и утвердится в каждом сердце.

ЗНАМЯ

Н.К.Рерих

В Белом Доме сегодня с участием Президента Рузвельта подписывается Пакт. Над нашим байшином* (Здание, строение, дом. - Прим. ред.) уже водрузилось Знамя. Во многих странах оно будет развеваться сегодня. Во многих концах мира соберутся друзья и сотрудники в торжественном общении и наметят следующие пути охранения культурных ценностей.

Не устанем твердить, что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми.

Сколько бы стран ни подписало бы Пакт сегодня, все равно этот день сохранится в истории как памятное культурное достижение. Начало государственное уже приложило свою мощную руку, и тем самым открылись многие новые пути для всех подвижников Культуры. Может быть, сегодня же обнаружатся и какие-либо темные попытки. Такой отбор Света и тьмы неминуемо должен происходить. Это не есть разделение мнений, но именно отбор созидательного и разрушительного, положительного и отрицательного.

Как успех подписания Пакта, так и какие-либо противодействия, и то, и другое должно одинаково поощрять всех сотрудников к дальнейшему преуспеянию. Будем хранить в памяти этот день как знак светлого будущего, как еще один импульс к полезным строительным достижениям. Подчеркиваю, что выражение "разделение мнений" было бы сейчас совершенно неприменимым. Свет и тьма никогда и не соединяются, и потому и разделяться не могут. Но если тьма чувствует себя в опасности, она рычит и визжит, и противоборствует. Она не могла отделиться от Света во мнении, ибо ее сущность всегда была противоположна Свету. И так же всегда она будет тем темным фоном, на котором еще блистательнее сияющие искры.

Да не подумает кто-либо, что именно сегодня, в день достижения и праздника, будто бы неуместно говорить о тьме. Но если понимаем ее как противоположение Свету, как нечто Светом рассеиваемое, то именно в День праздника Света можно вспомнить о том, что некая часть тьмы сегодня же была рассеяна. Мы никогда не скрывали, что тьма в своей мрачности сильна. Мы не скрывали, что каждая победа над тьмою будет следствием большой и трудной борьбы. Потому-то и велика победа Света над тьмою. Лишь в полном осознании условий этой борьбы мы можем воистину радоваться каждой победе Света.

Все знают, что Свет и тьма, о которых говорится, вовсе не отвлеченность. Это не только действительность, но даже очевидность, доступная каждому глазу. Здесь, на земле, в труде и борении мы видим служителей Света. Здесь же мы усматриваем и злобных, исполненных ненавистью ко всему сущему, слуг тьмы. Здесь, в жизни, мы научаемся приемам шествия Света, а также убеждаемся и в мрачной согласованности темных легионов. Последнее не может огорчать, ибо было бы неуместно огорчаться и тем обессиливаться тогда, когда призваны все полки Светлые. Наоборот, можно всегда радоваться каждому блистанию Света, как молнии, очищающей сгущенные тучи.

Истинно, будет и должен быть памятным сегодняшний день 15-го апреля. Выявился еще один маяк, который будет сближать друзей дальностранных, заокеанных, загорных, раскинутых по многим весям земли. Попросим их всех еще раз высказаться обо всем полезном и неотложном. Во многих странах хотя бы один сегодняшний день уже научит многому. Если соберем все эти испытанные нахождения, то уже получится целое хранилище полезных и неотложных советов. Итак, посоветуем друг другу, сообщим все наши накопления и наблюдения. Ведь даже в обычные дни, когда, казалось бы, ничего особенного не происходило, и то появлялись самые неотложные соображения. Но теперь, когда действительно произошло важное и знаменательное, сколько же новых устремлений должно возникнуть. Если в обычные дни постоянно возникали знаки бедствия и требовалась неотложная помощь, то срок знаменательный должен сообщить всем сотрудникам Пакта еще большую зоркость и прозорливость. Именно прозорливость необходима в деле хранения Культуры. Ведь нужно предусмотреть многие следствия. Причины могут быть очень сокрытыми и раскрашенными в защитные цвета, но они могут вести к потрясающим последствиям. И вот рассмотреть, где притаился коготь, - тоже будет отличной задачей для всех хранителей культурных ценностей.

Мы столько раз уже говорили о множестве опасностей для культурных ценностей в наши дни. Теперь правительства подают нам мощную руку помощи. Мы понимаем эту поддержку как великую возможность новых достижений. Пакт не должен остаться на полке законохранилищ. Каждый памятный день Пакта должен быть лишь жизненным поводом для поднятия и укрепления Знамени Охранителя.

Вот и в пустыне над пустынными башнями развевается Знамя. Но ведь пустыни могут быть очень различны. Если где-то соберется толпа невежд темных, то ведь это тоже будет пустыня, безводная, бездушная, бессердечная.

Пусть Знамя развевается и над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается и над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели и пустыни.

Знамя поднято. В духе и в сердце оно не будет опущено. Светлым огнем сердца процветет Знамя Культуры. Да будет!

Свет побеждает тьму.

 

15 апреля 1935 г.

Цаган Куре

СЛОВАРЬ

Амарант (греч. неувядающий) - южноамериканское дерево с красной древесиной.

Благовест - благая весть; колокольный звон перед началом церковной службы.

Гессэр-хан - легендарный герой Тибета.

Конвенция - международный договор, соглашение по какому-либо специальному вопросу.

Мемлинг Ганс - художник XV века; в его работах неоднократно встречается знак Знамени Мира, напр. на картине «Святая Урсула» - вверху над Урсулой знак Знамени Мира.

Неолит - последняя эпоха каменного века; характеризуется оседлостью населения, появлением скотоводства и земледелия, изобретением керамики; каменные орудия хорошо отшлифованы; разнообразны изделия из кости и дерева; появляются прядение и ткачество.

Пакт - международный договор.

Презентация - общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.

Ригден-Джапо - одно из имён легендарного Владыки Мира, принятое в буддизме.

Ратифицировать - утвердить высшим органом государственной власти международный договор, придавая ему юридическую силу.

Скрижаль - доска с написанным на ней священным текстом.

Тамплиеры - католический духовно-рыцарский орден; существовал до XIV века.

Тамга - знак собственности, тавро; ставился на различных предметах, деревьях, оружии, на коже животных.

Тамерлан (Тимур) - среднеазиатский государственный деятель и полководец XIV века.

Фальсификация - искажение, подмена чего-либо подлинного ложным, мнимым.

Чинтамани - легендарный чудесный камень индусов, который в незапамятные времена упал из других миров для спасения человечества.

ЮНЕСКО - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Список используемой литературы.

«Знамя Мира». Сборник документов и обращений, очерков и писем Н.К. Рериха по вопросу Пакта Мира.

Н.К. Рерих. Избранное.

«Зов о культуре». Красноярск.

Газеты «Знамя Мира», «Свет Утренней Звезды», «Вестник».

 

По всем вопросам обращаться в Ассоциацию Рериховского Движения г.Кемерово.


Hosted by uCoz