Ассоциация Рериховского движения г.Кемерово


Новости
О Рерихах
Наследие Рерихов
Памятные даты
Наша деятельность
О нас
Устав Ассоциации
Гостевая книга
Форум
Ссылки


 

Сайт открыт 01.07.2003

e-mail: ardk@narod.ru

                                            



ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ РЕРИХА

Литературное наследие Николая Константиновича Рериха - художественное, научное и философское - на редкость обширно и разнообразно. Большую часть составляют многочисленные статьи на темы искусствознания, археологии, философии, общественной жизни, а также его воспоминания. Среди его художественных произведений - рассказы, сказки, эссе, притчи, повесть «Пламя», пьесы, заметки охотника и натуралиста, стихи, балетные либретто, записки путешественника (27 томов сочинений).

Рерих - писатель проявил себя существенно раньше, чем Рерих - художник. С 16-ти лет в Москве и Петербурге регулярно начинают печататься его охотничьи рассказы и очерки. «Охота и величайший гуманист своего времени - кажется, нет более противоречивых и несовместимых понятий. Но не охота ли сближала Николая Константиновича с природой, учила его понимать её, воспитывала внимательность, находчивость, терпение, мужество - всё то, что впоследствии оказалось столь нужным в дальних и трудных походах?» (Беликов).

Исследователи творчества Николая Константиновича отмечают, что трудно четко разделить литературные произведения Рериха по жанрам. Он и сам не придерживался строгой классификации своих творений.

В юности и даже в зрелом возрасте Николай Константинович писал сказки. У этих сказок была одна странная особенность. Годы спустя они сбывались. Происходило необъяснимое соединение сказки с жизнью.

Рериховские сказки отличает мудрое проникновение в суть жизненных вопросов, встающих на пути человека, ищущего свою дорогу к совершенству.

Сказка - самый сложный, самый увлекательный жанр в литературном наследии Рериха. Иносказательность образов, манящая красота таинственных миров - всё это даёт широкие возможности для реализации самых сокровенных замыслов.

Как исследователь Рерих разработал оригинальную концепцию понятия сказки. Сказка для Рериха - бесценный памятник истории. «Самые серьёзные учёные уже давно пришли к заключению, что сказка есть сказание. А сказание есть исторический факт, который нужно разглядеть в дымке веков», - писал Рерих.

Николай Константинович выявлял неоспоримые для него факты о единстве духовных корней человечества, обращаясь к русским былинам, сагам Скандинавии, финским рунам, легендам Востока, к различным религиозно-этическим учениям.

В древней литературе народов Рерих находил сведения о забытых и не изученных ещё явлениях природы: о чудодейственных камнях, кладах подземных, о живой и мёртвой воде и др. Он видел живые нити, которые протягивались от глубокой старины к ХХ веку, к научным интересам современников. Рерих писал: «Знание преображается в легендах. Столько забытых истин сокрыто в древних символах. Они могут быть оживлены опять, если мы будем изучать их самоотверженно».

Рерих путешествовал по России, проходил с караваном по Монголии и Китаю, жил в Индии, всюду собирал легенды и сказания, в которых народ выражал мечты о лучшем будущем. Николай Константинович писал: «Ведь в каждом человеке живет мечта о тридесятом царстве, о стране прекрасной. И разве не будет правдою сказать о просторах, в которых каждый побывать может».

Рерих и сам творил свои собственные сказки, свои притчи и заклинания.

Сказки Рериха необычны по содержанию и по построению. Используются фольклорные мотивы борьбы Света и тьмы, добра и зла, поиски счастья и истины. Из русского эпоса приходят вестники, целители, богатыри и святые, из мифологии Востока - Майтрейя, Гесер Хан и др. Природа - полноправный участник событий. Наделены убедительными историко- этнографическими чертами. И в этом, как писал Рерих: «фольклор снова идёт рука об руку с нахождениями археологии».

Но Рерих был далек от прямого «цитирования». Его сказки - с оригинальными сюжетами.

Иногда в тексты включены научные комментарии к тому или иному мотиву,

даются оценки современным историческим событиям, чаще в иносказательной форме,

Главное же, герои этих сказов являются носителями возвышенных чувств и мыслей, имеющих вечную общечеловеческую ценность, и, следовательно, сказки обретают философскую и нравственную направленность.

Сказки Рериха - синтез многих его знаний, размышлений, провозвестий. Воедино связаны в них прошлое, настоящее и будущее. Сопоставлены нравственные идеалы Запада и Востока. «Духовность, подвиг, красота» - вот та триада, которая заключена в сказочном мире Николая Константиновича.

Рерих постоянно отмечал красоту русского языка, его «певучую прелесть». В сказах, и особенно заклинаниях и пророчествах, звучат порой властные зовы и провозвестия, как бы идущие из глубины веков и усиливающие эмоциональный настрой образов.

Поэтическое наследие Николая Константиновича невелико. Почти все его стихи собраны в книге «Цветы Мории», изданной при его жизни. Основу книги составили произведения «карельского» периода (1916г - 1918г.), созданные на переломном рубеже жизни. Но есть стихи, датированные и более ранними и более поздними годами. Последняя и самая значительная вещь Николая Константиновича - поэма «Наставление ловцу, входящему в лес» написана в 1921г. Книга «Цветы Мории» была издана в 1921г. в Берлине. Средства, полученные от её продажи, предназначались голодающим России. Книгу предварял эпиграф: «Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия. Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь. Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса».

Стихи Николая Константиновича - это короткая философская притча, иногда - пейзажная зарисовка. Но чаще всего - это обращение к самому себе как бы со стороны, от имени своего внутреннего «я». Это - стихи о духовных исканиях человека. Эти стихи произвели в мире искусства начала нашего века яркое и глубокое впечатление.

Стихи его необычны и ритмической структурой белого стиха, и предельной обнаженностью мысли. Они требуют от читателя собственной внутренней напряженной работы, иначе они остаются непонятыми.

Если их читать внимательно, искренне стараясь вникнуть в смысл, то они откроют целый мир мудрости, красоты, любви и мужества, побуждая к дальнейшему совершенствованию.

Николай Константинович обладал уникальным синтезом слова и образа. Поэтому нередко его стихам, сказкам, притчам соответствуют картины с теми же названиями. Многие картины воспроизводят описания пейзажей в книгах Рериха-путешественника.

Нередко на высотах Тибета и Гималаев замёрзшие руки не слушались его, и он не мог рисовать. Но писать мог. И то, что он писал в те дни, напоминало живопись. Фразы были точны и выразительны, а слова несли в себе оттенки всех цветов, которые он видел, но не мог перенести на полотно, так как краски замерзали.

«Рассказать красоту этого многодневного снежного царства невозможно. Такое разнообразие, такая выразительность очертаний, такие фантастические города, такие многоцветные ручьи и потоки и такие памятные пурпуровые и лунные скалы…» («Сердце Азии») «Снеговые пики и желтые взгорья. Фиолетовые и бархатно- коричневые скалы…Шесть часов идем мимо всяких торжественных песчаниковых формаций. Точно пирамиды великанов, точно города с зубчатыми стенами, точно дозорные башни, точно памятники замолкших боёв… В полном разнообразии, никогда не повторённые и расцвеченные с бесконечным чутьём». («Алтай - Гималаи»).

Николай Константинович писал книги, которые получили мировую известность, особенно книги о путешествиях по Тибету, Гималаям, пустыням, местам, где не ступала нога исследователя. В книгах - размышления, провидческие, взгляды в грядущее, неукротимые поиски народов старых связей, которые надо восстановить, старое и новое, воспоминания и философствование, и черты быта. Так называемые «Листы дневника», колоритные по слогу, образные и лаконичные повествования, в совокупности составляют одно большое мозаичное произведение, цельное и законченное.

«Николай Рерих - один из благороднейших сынов России, поскольку он изумительно синтетичен. Поражаешься его многосторонности: он художник, поэт, публицист, археолог, директор художественной школы. Сущность его непреодолимого обаяния лежит в цельности его сложной личности, в ритмическом единстве его разнообразных творческих мотивов, в синтетической гармонии, которая пронизывает мир, создаваемый его кистью». (Каун, профессор Калифорнийского университета, США)

«Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и путешественник, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений… Картины его напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, многое не только о прошлом Индии, но и о чем-то постоянном и вечном; и мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха, выявившего этот дух в своих великолепных полотнах»… (Джавахарлал Неру, Индия)

 


Hosted by uCoz